Подготовка аквариума

конкурс фотографий аквариумов

Создание дизайна

Методы создания объема на плоской картинке

Естественно, мы хотим, чтобы наш аквариум на картинке смотрелся объемным. К сожалению, так бывает не всегда. Часто совершенно восхитительный и содержательный водоем на снимке воспринимается как сплошная скучная и плоская стенка. Чтобы разобраться в этом вопросе, придется обратиться не к опыту аквариумиста, а к законам живописи и фотографии.

Собственно, методов создать объем на плоской картинке выработано не так уж и много . Методы такие:
- линейная перспектива,
- воздушная перспектива,
- тональная перспектива,
- явное перекрытие одних объектов другими
- техника управления грубиной резкозти.

Фотография (в живописи такой прием применяется крайне редко) еще добавляет технику управления глубиной резко отображаемого пространства.

Линейная перспектива

Суть всем известна: предметы, расположенные далеко, выглядят меньше, чем такие же предметы, но расположенные ближе. Кроме того, параллельные линии на картинке сходятся к точке.
Художники осваивают правила линейной перспективы, когда еще изучают самые азы своего искусства, а на фотографии линейная перспектива получается естественным образом по законам оптики.
Таким образом, и на фотоснимке аквариума линейная перспектива, обусловленная законами оптики, есть всегда. Но вот всегда ли она заметна при разглядывании картинки?
На самом деле мы видим, что на фотографии есть перспектива только за счет наличия там узнаваемых объектов. Скажем, если изображено несколько человек на разных планах, мы можем оценить расстояние до каждого из них, видя размер образа человека на фотографии и, подсознательно руководствуемся соображением, что все люди имеют в реальности примерно одинакового роста. Если бы в жизни мы постоянно встречались с людьми с ростом в диапазоне от 0,5 до 20 метров, то не смогли бы оценить расстояние до человека, изображенного на фото. Точно так же мы оцениваем расстояния, исходя из размера деревьев, столбов, окон домов, мысленно предполагая, что в реальности они мало друг от друга отличаются. Оценивать таким образом расстояние до гор уже не получается. Размер горы ненормирован и нам сложно понять что это: маленькая кучка близко или большая вершина далеко. Интересно, что в случае гор глаз обманывается не только на фотографии, но и в реальности. Горы обычно большие и далекие, бинокулярное зрение уже не помогает в оценке расстояния, поэтому очень легко ошибиться в оценке. Здесь нам слегка помогают длительность разглядывания, память о предыдущих ракурсах с других точек, пройденных километрах, постоянное и привычное нам по жизни фокусное расстояние нашего глаза.
А на фотографии гор все эти "информационные костыли" совсем пропадают, поэтому так трудно передать на снимке всю грандиозность горных пейзажей. Что-то подобное происходит и при фотосъемке аквариума.
Применяемые декоративные элементы: камни, коряги, листья, рыбы и т. д. не имеют какого-то определенного известного всем размера, поэтому по фотографии часто бывает сложно определить что дальше, а что ближе, какая вообще глубина искусственного водоема.
Чтобы как-то улучшить ситуацию, имеет смысл делать декоративные элементы в чем-то однородными. Скажем, если коряги на переднем плане одинаковой толщины, глаз предположит, что и коряга на заднем плане примерно такая же, и по ее размеру на фотографии прикинет, на каком она расстоянии.
Еще лучше работают группы одинаковых растений. Мы естественным образом считаем, что растения одного вида имеют листья одного размера, поэтому одинаковые растения на разных планах дают хорошую опору взгляду для измерения расстояний и создания ощущения перспективы.
Случай с камнями — самый сложный: камни могут быть любых размеров (также как горы). Несколько может помочь однородность всех используемых камней по структуре: одна горная порода, одинаковый характерный рисунок, похожие неровности поверхности, одинаковый мох.
Теперь о схождении параллельных линий в точку на горизонте. И в жизни и при просмотре плоских изображений это явление сильно помогает нашему глазу оценивать расстояние. Есть в окружающем нас мире множество линий, которые мы привыкли считать более-менее параллельными. В природе это берега рек, стволы деревьев в лесу, линии волн на воде и многое другое. Еще больше параллельных линий в различных рукотворных объектах: дороги, стены домов, столбы и т. д. Появление таких сходящихся линий в кадре сразу дает информацию для построения изображаемого пространства и оценки расстояний до предметов, непосредственно связанных с различными участками изображенных линий.
Например, нам может быть сложно определить расстояние до каждого из отдельных крупных камней на снимке. Но если мы видим, что все камни стоят вдоль дороги, мы сразу получаем измерительный инструмент, понимаем не только расстояние до каждого из камней, но и реальный размер каждого из них. Насколько такой способ применим для аквариума?
Фото любого аквариума содержит четыре естественные сходящиеся линии — это боковые ребра параллелепипеда (мы будем рассматривать аквариум классической формы). В какой-то степени эти линии выстраивают некоторую перспективу, особенно помогают оценить расстояние до элементов дизайна, расположенных по краям аквариума. Однако построить костяк перспективы на этих линиях — не очень хорошая идея. Во-первых, основная содержательная часть аквариума расположена на снимке в стороне от этих линий. Во-вторых, ребра аквариума — это совсем не тот объект, на котором хочется акцентировать внимание зрителя. А иногда ребра просто скрыты элементами композиции. Но дизайнер может создать такие сходящиеся линии сам.
В естественном подводном мире параллельные линии встречаются нечасто. На память приходят только песчаные барханчики на дне или скалистые гряды. Бревно, длинное, затопленное еще может на дне лежать. Однако, редкость параллельности в природе вовсе не мешает создателю аквариумного пейзажа сделать такие протяженные объекты. Это могут быть вытянутая «грядка» одинаковых растений, дорожка из песка отдельного цвета, длинные прогалины между насаждениями.
Почему это работает? Исключительно потому, что мы привыкли ориентироваться по таким объектам на суше. Именно поэтому так часто неплохо воспринимаются воспроизведенные в аквариуме сухопутные пейзажи.
Мне самому такая эстетика не нравится, поскольку считаю, что под водой должно быть как под водой. Но следует признать, что такой метод дает на конкурсах неплохой результат. Все видели множество «скейпов», изображающих протекающий ручей. Ручей или, пуще того, водопад под водой — это масло масляное. И оправдано это только возможностью такого сюжета выстраивать ловушку для нашего глаза, позволяющую легко добиться ощущения перспективы и объема.

Воздушная перспектива

Мир в котором мы, люди, живем, наполнен воздухом, который всегда рассеивает свет в большей или меньшей степени в зависимости от состояния атмосферы. Чем дальше от нас объект, тем сильнее рассеян свет от него, тем более туманным объект выглядит. Наиболее сильно это проявляется, если воздух заполнен реальным туманом или дымом. Наш глаз и мозг способны автоматически учитывать этот атмосферный фактор для определения расстояний.
Воздушная перспектива — важный изобразительный метод в фотографии и в живописи. В кинопроизводстве редкая съемка многоплановых сцен обходится без применения небольшого искусственного задымления.В подводном мире эффект «воздушной» перспективы выражен в еще большей степени, поскольку вода — среда в среднем менее прозрачная, чем воздух.
Почему бы не воспользоваться этим для съемок аквариума? Однако, такой способ в акваскейпинге практически никогда не применяется. В качестве исключения можно привести некоторые замечательные работы Оливера Кнотта. Все дело в укоренившемся стереотипе: вода в аквариуме должна быть идеально прозрачной, только тогда зритель будет воспринимать аквариум благополучным.
Таким образом, здесь на передний план выходит именно аквариумистика, а не фотография.

Тональная перспектива

Однако, есть еще тональная перспектива , на самом деле тесно связанная с воздушной. Из-за того,
что рассеянные в атмосфере объекты вдали выглядят светлее ближних. Это тоже совершенно привычное природное явление, на которое глаз автоматически опирается при оценке расстояний.
Тональная перспектива весьма активно применяется и в живописи и в фотографии. Причем данный механизм восприятия эффективно работает не только в случаях, когда удаленные объекты светлеют благодаря атмосферному рассеянию.
В общем случае более светлый объект обычно смотрится дальше, чем темный. Такова психофизиология зрительного восприятия.
Использование этого эффекта — довольно надежный и проверенный способ изображения объема.
Получить тональную перспективу на фотографии можно разными способами. Например, очень эффективно при фотографировании объекты на заднем плане осветить ярче, чем объекты на переднем. А можно просто разместить светлые предметы позади темных. Такое построение сильно облегчит глазу задачу восприятия нашего снимка объемным и глубоким.
Если поставить светлый предмет на одном уровне с темным, или даже впереди него, мозг будет пытаться задвинуть его вглубь. Такое изображение провоцирует конфликт в нашем сознании, поскольку наше природное бессознательное видит светлый объект более далеким, а логическая часть мозга, анализируя что же на самом деле расположено впереди, приходит к противоположному выводу.
Некоторые художники и фотографы сознательно используют такой эффект для создания в изображении желаемой интриги. Я охотно допускаю, что такое желание может возникнуть и у аквадизайнера. Однако, чаще всего аквариум, воспринимается, как предмет расслабленного приятного созерцания. Последнее вообще характерно для восточного понимания искусства, а конкурс IAPLC — конкурс с явным восточным уклоном.
Поэтому метод тональной перспективы проще всего применять в явном прямом виде, т.е. светлые предметы размещать дальше темных. Скажем, таким способом можно распределить темнозеленые и светлозеленые растения.
Эффективность тональной перспективы — одна из причин того, что значительная часть конкурсных аквариумов имеет светлый фон. При живом же разглядывании аквариума, когда бинокулярное зрение само по себе дает исчерпывающую информацию, наоборот, привлекательнее смотрится фон темный: контрастнее выглядят растения и рыбы, появляется дополнительная загадочность.
Есть еще один эффект, который тоже можно отнести к тональной перспективе и на который реагирует глаз. Поскольку синие лучи в воздухе рассеивается сильнее, чем желтые или красные, дальний план помимо видимого осветления еще и приобретает голубоватый оттенок.
В аквариумной фотографии этот эффект тоже можно применить, но какого-то сильного улучшения восприятия от него ждать не следует.

Явное перекрытие одних объектов другими

Здесь для оценки расстояний уже задействован более сложный механизм нашего зрительного восприятия, а именно распознавание образов.
С одной стороны все очень сложно: компьютеры до сих пор не научили это делать нормально, а с другой стороны — очень просто. Располагаем объекты друг за другом так, чтобы один частично закрывал другой от нашего глаза. Тогда при разглядывании плоского изображения мы автоматически отранжируем элементы картинки по принципу «кто за кем стоит».
Единственное, что нужно сделать для работоспособности данного метода — это выбирать понятные и узнаваемые объекты. Т.е. ранжируемые предметы должны иметь вполне определенные контуры, которые можно мысленно продолжить в закрытую от зрения область.
Отранжировать частокол из хаотически посаженной длинностебельки, да еще разных видов — зрительно невозможно. С подобной ситуацией сталкивался всякий, кому приходилось фотографировать в лесу. Волшебный в реальной жизни лес на снимке превращается в бессмысленный набор переплетающихся веток, где невозможно разобрать что дальше, а что ближе.
Есть хороший метод, позволяющий определить: а стоит ли вообще доставать камеру, заметив красивый вид. Достаточно временно выключить бинокулярное зрение, закрыв один глаз. Чаще всего сразу наступает разочарование.
Тоже самое регулярно стоит делать в процессе закладки и выращивания подводного пейзажа. Объекты должны быть организованы так, чтобы единственный глаз без труда произвел их детализацию и взаимное расположение.
Метод перекрытия часто способен дать значительно лучшие результаты, чем явная линейная перспектива. Аквариум на самом деле обычно имеет не очень большое расстояние от передней до задней стенки. Кроме того, это расстояние еще дополнительно зрительно скрадывается из-за эффекта преломления на границе стекло (вода) — воздух. Искусственно выстроенные дорожки - линии только подчеркнут незначительность этого расстояния, поскольку дадут возможность как бы непосредственно и честно его измерить. А вот большое число правильным образом перекрывающихся элементов способно создать иллюзию значительной глубины: мы ведь не знаем реальной толщины каждого из предметов. Вместе с использованием тональной перспективы это может дать весьма сильный эффект.
Справедливости ради следует сказать, что и линейной перспективой можно пользоваться хитрым образом. Если сделать в реальности линии не параллельными, а сходящимися к дальней стенке, мозг, по привычке продолжая верить в их параллельность, будет думать что дальний конец линии значительно ближе к точке схода на горизонте, а значит наши дорожки, грядки, «улицы», псевдоручьи будут казаться длиннее, чем они есть на самом деле.
Точно также можно поступить с однотипными объектами на разных планах. Если подобрать корягу на дальнем плане такой, чтобы она повторяла форму и структуру коряги на переднем плане, но сделать ее меньше, мозг зрителя, думая, что они в реальности одинаковые, сочтет, что дальняя расположена еще дальше, чем это есть в реальности.

Техника управления грубиной резкозти

Управление глубиной резко отображаемого пространства (ГРИП) — весьма эффективный прием, часто применяемый в художественной фотографии. При съемке портретов он практически обязателен. Портреты снимаются светосильной оптикой с открытой диафрагмой. При этом на снимке обычно 100% резко отображается только один ближайший глаз портретируемого, остальная часть лица делается частично размытой. Фон, естественно, размывается еще сильнее.
Такая методика эффективно отделяет основной объект от фона и замечательно передает объем. Но на этом придется закончить. Данный метод вполне бы годился для фотовыставки, но для фотосъемки конкурсного аквариума, к сожалению, неприменим. На конкурсном снимке аквариум должен быть изображен во всех деталях, поэтому резкими должны быть все планы. Таков стереотип, с которым приходится мириться.

Попробуем подвести некоторый итог: для успешного отображения объема на фотоснимке конкурсного аквариума реально можно применять только метод частичного перекрытия между объектами, линейную перспективу и тональную перспективу.
Чтобы эффективно использовать эти методы, необходимо прорабатывать дизайн с учетом, (а скорее даже для) последующего фотографирования. Дизайн следует сразу строить в расчете на одну единственную правильную точку наблюдения одним глазом. Можно даже учесть свойства объектива, которым планируется производить фотосъемку.

Технические аспекты аквариумной фотографии

Рассмотрим аквариум как фотообъект. Если классифицировать его в соответствии с фотографическими жанрами, то вероятнее всего самым близким будет предметная фотосъемка или жанр натюрморта.
Но есть особенности, сильно усложняющие аквариумную фотосессию по сравнению с классической предметной съемкой.
Во-первых, аквариум — штуковина обычно тяжелая, поэтому нет возможности оперативно передвинуть его в удобное положение. Известную тележку для передвижения аквариумов в офисе Такеши Амано я упоминать не буду, поскольку для отечественных домашних аквариумистов это малореально. Исключение — аквариумы малого объема. Но уже домашний водоем свыше 100 литров скорее следует отнести к «объектам недвижимости».
Во-вторых, отличие от натюрморта аквариум все время живет, т.е. это конечно «натюр», но совсем не «морт». Во время проведения аквариумной фотосессии постоянно происходят различные случайные события, которые могут повлиять на конечный результат. Это рыба, упорно не желающая принять нужное положение, улитки, не вовремя выползающие на стекло, растения, колышущиеся в потоке воды, поворачивающие к свету точку роста и целый ряд других факторов.
В-третьих, это бликующее и отражающее все находящееся перед ним фронтальное стекло. Этот фактор делает невозможным многие методы, активно применяемые при художественной съемке натюрмортов.
Все эти проблемы навязывают совершенно особенную технику фотосъемки. Рассмотрим ее подробнее.
Чаще всего аквариум уже где-то стоит и приходится довольствоваться тем, что есть. Однако при установке нового аквариума или при полном перезапуске имеет смысл учесть последующую фотосъемку. Самое удобное положение — середина комнаты, чтобы было ощутимое расстояние до всех стен. Такое расположение дает полную свободу по установке света. В реальной жизни такой возможности обычно нет, аквариум приходится ставить у стены. В таком случае хотя бы следует зарезервировать 5-10см между стеной и задним стеклом аквариума. Это позволит легко менять фон, а при необходимости и организовать заднюю подсветку. Легче осуществить свободный доступ к боковым стеклам. Хорошо, если от каждого из боковых стекол до стен или предметов мебели есть промежуток в 20, а лучше 30 см. Самое неудобное, если аквариум встроен в мебель. Такого способа установки для акваскейперского аквариума лучше избегать. Весьма полезно и пространство перед фронтальным стеклом. Здесь хорошо иметь хотя бы пару метров. Нежелательно помещать аквариум в многоэтажную стойку, лучше, чтобы сверху было свободно.

Подготовка аквариума к фотосъемке

Предположим, наш замечательный пейзаж достиг той степени кондиции, когда его пора запечатлеть. Чтобы получить более качественный снимок, имеет смысл за несколько дней до предполагаемой фотосессии сделать следующие профилактические действия: Произвести чистку стекол. Надо отнестись к этой малорадостной процедуре максимально педантично. Чистым должно стать не только фронтальное стекло, но и остальные тоже. Иногда приходится долго мучиться, удаляя еле заметный налет, на который обычно внимание не обращается, но способный заметно влиять на результат фотосессии. Снаружи стекла очистить легче, достаточно взять специализированную жидкость для окон и зеркал.
Очень желательно дополнительно очистить воду. Как я уже говорил, имитация воздушной перспективы в акваскейпе не приветствуется. Кроме того прозрачная вода позволяет применять более интересные схемы освещения, но об этом несколько позже.
Для очистки воды хорошо зарекомендовала себя дополнительная фильтрация в течение суток через водопроводный микрофильтр с порами минимального размера. Еще очень здорово погонять воду через UV-фильтр, который уничтожает одноклеточные водоросли. У некоторых аквариумистов ультрафиолет стоит круглосуточно независимо от фотографирования.
Хочется напомнить, что нужно перед фотосессией убрать или замаскировать все технические устройства в аквариуме. Иногда мы настолько привыкаем к приборам, что перестаем обращать на них внимание, воспринимаем картину, абстрагируясь от фильтров и обогревателей. Следует убирать их из поля зрения объектива всякий раз, когда собираемся проводить фотосъемку, даже если считаем ее пробной и неокончательной.
Бывает, что лучшим оказывается именно результат первой пробы: дальше либо какие-нибудь растения перерастают оптимальный размер, либо рыбы не встают в нужную конфигурацию, либо какая-нибудь нитчатка вылезает. Обидно, если лучший кадр оказывается испорченным присутствием невинного и даже горячо любимого реактора CO2. Поэтому каждую фотосессию надо считать фиксацией уходящей натуры, последним шансом.