Композиция в аквариуме

Композиция в аквариуме

Теперь отойдём от аквариума на такое расстояние, на котором он воспринимается целиком и поработаем с композицией.

Линии и формы

С помощью линий мы можем не только передать объёмность изображения, как описано на странице перспектива в аквариуме. Играя линиями и образуя из них фигуры, мы делаем картинку гармоничной и интересной.

Взгляд привлекают фигуры

В любом пейзаже всегда есть последовательность, периодичность и чередование фигур. Это могут быть петли, овалы, круги, треугольники и пр. Наш взгляд, невольно двигается по этим линиям и формам, и выискивает отдельные более мелкие детали.

форма восьмёрки в дизайне аквариума

Владимир Ужик в своей работе «Прикосновение утра» на конкурсе The International Aquatic Plants Layout Contest 2005 изобразил горизонтальную восьмерку – знак бесконечности.

С помощью линий мы делаем пейзаж выпуклым. Обычно это имитация острова в центре аквариума. Ещё одна наиболее часто встречающаяся композиция, наоборот, вогнутая. По бокам делаются насыпи грунта, и к центру аквариума, в получившемся углублении, обустраивается полянка.

Это наиболее простые и популярные оформления. Если хотите быть оригинальным, лучше используйте сочетание различных фигур. Двух или трёх.

зелёные растения в дизайне акваирума

В работе украинского аквадизайнера Сергея Ермолаева «Пролетая над утесом» использованы одновременно как раз эти две линии выпуклости и вогнутости. Вогнутость не заднем плане сделана из элеохариса, растущего на насыпанном горкой к боковым стенкам грунте. А выпуклость на переднем плане образована контуром камней, заросшими мхом.

Повторяющиеся элементы

В природе мы редко встречаем прямые вертикальные линии. Поэтому в практике аквариумного дизайна принято эти линии избегать. Мы делаем сильный свет, чтобы растения не тянулись вверх, а стелились на дно, подрезаем длинностебельные растения так, чтобы верхушки вновь высаженных веток образовывали шапки, и всячески прикрываем основания стеблей.

Вертикальные элементы сразу бросаются в глаза. Это можно использовать для привлечения внимания. Можно, только осторожно. Чтобы не пересолить, их должно быть несколько. Аккуратная такая группа. Например, в работе Клифа Хьюи один вертикальный камень смотрелся бы нелепо, а несколько уже самый, что ни на есть, природный пейзаж.

типа китайский национальный парк в аквриуме

А вот в работе Павла Баутина вертикальных предметов много, но они сочетаются. Что было бы, если их не объединяла идея перспективы?

имитация леса

Принципы повторяемости тут рассмотрены на примерах вертикальных элементов, но они касаются всего. Если мы используем коряги в аквариуме, то выбираем их однотипными, также подбираются и камни в аквариуме.

Правило золотого сечения

Много хороших статей написано о правиле золотого сечения. Не будем вдаваться в подробности и повторяться, тем более, что оно нам не нравится.

По правилу золотого сечения необходимо пользоваться пропорцией 1:1,62. Им, возможно, успешно пользуются архитекторы и скульпторы. Но, за десяток лет увлечения аквариумистикой лично мне при оформлении аквариумов это правило так и не удалось применить. Долго считал, что это просто не моё. Да видимо, это не так.

Роль золотого сечения для аквариумного дизайна явно преувеличена. Вот пара примеров, которые демонстрируют это:

золотое сечение

про золотое сечение

Смещай центр композиции хоть вправо, хоть влево, естественность композиции ничуть от этого не страдает.